Глазурь

Характеристика материала  глазурь , используемоего для декорирования керамики

 Глазурь  – тонкое стеклообразное покрытие, образующееся в результате наплавления на поверхность керамических изделий легкоплавких силикатных соединений.  Глазурь  не имеет определенной точки плавления, при нагреве она постепенно размягчается и переходит сначала в тягучее, а затем и в жидкое состояние. При охлаждении переход в твердое состояние также происходит непрерывно, без скачков, характерных для кристаллических тел. Однако некоторые составы  глазурей  в определенных условиях кристаллизуются, и на этом основан один из способов декорирования керамики.

Строение  глазури  в зоне, прилегающей к керамической основе – черепку, в так называемом «промежуточном слое» значительно отличается от строения наружного слоя  глазури . В результате взаимодействия между глазурным расплавом и черепком происходит взаимное проникновение расплава и компонентов керамической массы и в промежуточном слое образуются различные кристаллические фазы – воллостонит, анорит, ганит и др.

В результате глазурования керамические изделия приобретают следующие свойства:

  • становятся более прочными, водо- и газонепроницаемыми,
  • приобретают более декоративный и эффектный вид,
  • повышаются их гигиенические и другие эксплуатационные свойства.

В керамическом производстве известно большое число самых разнообразных  глазурей .  Глазури  классифицируют по различным признакам:

  • температуре обжига: легкоплавкие и тугоплавкие;
  • способу приготовления: сырые и фриттованные;
  • применению:  глазури  фарфоровые, фаянсовые, майоликовые, гончарные;
  • химическому составу: полевошпатные, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др.;
  • внешнему виду: блестящие, матовые, кристаллические, кракле, цветные, потечные, восстановительные и др.;
  • просвечиваемости: прозрачные и глухие (эмали).
Одна из проблем современного керамического производства — проблема полного прекращения использования свинцовых оксидов для изготовления майоликовых  глазурей  в связи с токсичностью и дефицитностью свинца. PbO придает  глазурям  ряд ценных свойств, которыми пока не обладают бессвинцовые  глазури : блеск, эластичность, способность хорошо развивать окраску почти всех керамических красителей, малая чувствительность к колебаниям температурного режима обжига и стойкость к расстеклованию (кристаллизации). В настоящее время свинцовые  глазури  на предприятиях уже не применяются; в легкоплавких  глазурях  обязательным компонентом является борный ангидрит В2О3 – активный стеклообразующий оксид, сильный плавень, повышающий блеск, твердость и термическую стойкость  глазури .  Глазури  окрашиваются путем ввода в их состав керамических пигментов или оксидов кобальта, меди, хрома, железа, марганца, сурьмы, титана и некоторых других металлов. Отличают окрашивание прозрачное, когда красители растворяются в расплавленной  глазури , образуя силикатные стекла, и глухое, когда красители, не растворяясь, равномерно распределяются по всей  глазури , придавая ей свой цвет. На окраску  глазурей  влияют:
  • их химический состав;
  • температура обжига;
  • длительность обжига;
  • газовая среда в камере обжигательной печи.

Обычно керамические изделия обжигают дважды. Цель первого обжига – придание изделиям достаточной прочности; цель второго – наплавление  глазури  на изделие, полное спекание керамики. Существует и третий, декоративный (муфельный), обжиг. Его цель – наплавление надглазурных и внутриглазурных красок.

Температура, необходимая для обжига изделий из гончарной глины, майолики:

  • утильный обжиг – 800 – 1000? С;
  • политой обжиг – 900 – 1200? С;
  • декоративный обжиг – 600 – 700? С.
Керамические краски, используемые для декорирования керамики, разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные. Для их производства используют керамические пигменты – соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом  глазури . Подглазурную роспись осуществляют подглазурными красками (пигмент +  глазурь ) и растворами солей металлов, смешанных со связкой (глицерин, раствор сахара и др.), на поверхности высушенного или прошедшего утильный обжиг изделия. После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают. Надглазурная роспись – роспись надглазурными красками (пигмент + флюсы (легкоплавкие стекла)), смешанными со скипидаром и скипидарным маслом, поверхности изделия, прошедшего политой обжиг. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу.Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные, на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу, при котором краски внедряются в глазурный слой. Кроме того, для подглазурного декорирования используют в качестве керамических пигментов препараты благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе. Для надглазурного декорирования используют также люстры – соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.

Дефекты декорирования разнообразны и могут быть обусловлены:

  • нарушением технологии приготовления красителей;
  • их неправильным нанесением;
  • несоблюдением условий и режима обжига.

2015-10-31 14:03:44

Отправить

Пастухова Светлана Юрьевна

Закончила художественно-графический факультет Липе...