Использование возможностей художественной керамики как средства артпедагогики на занятиях с младшими школьниками

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения.

Проблемой использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонично развитой личности занимаются в настоящее время такие области научного познания как  артпедагогика  и арттерапия.

Одна из важнейших задач  артпедагогики  и арттерапии –  это  адаптация ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

 Артпедагогика  (по определению Е.А.Медведевой) –  это  синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность  артпедагогики  состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Л.С.Выготский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и другие исследователи в области психологии и педагогики искусства придавали и придают особое значение средствам искусства в формировании субкультуры личности ребенка и отмечают необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

Одним из видов художественно-творческой деятельности являются занятия художественной керамикой. Занятия художественной керамикой проводятся в творческом объединении «Живая глина» на базе МОУ НОШ № 7 с художественно-эстетическим уклоном г. Грязи Липецкой области.

Керамика как средство  артпедагогики  в рамках школьного кружка выполняет следующие функции: культурологическую, образовательную, воспитательную, коррекционную – и участвует в решении задач:

  • формирование и развитие общих и специальных способностей уча-щихся;
  • овладение практическими навыками работы с глиной и сопутствующими материалами;
  • коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, развитие мелкой моторики, самоконтроля;
  • подготовка к полноценной жизни в обществе, овладение навыками пользования предметами декоративно-прикладного и изобразительного ис-кусства в быту.

В кружке «Живая глина» с удовольствием занимаются лепкой и декорированием керамических изделий ребята, как хорошо успевающие по школьным предметам, так и «отстающие»; одаренные и не очень; «тихони» и «забияки», девочки и мальчики. Каждый из них находит в  этом  виде дея-тельности положительные, соответствующие его характеру и наклонностям стороны.

Переход из дошкольного учреждения в школу является для ребенка определенным стрессом.  Это  усиливает его психическую напряженность, в результате в большей степени проявляются имеющиеся отклонения в развитии: гиперактивность или выраженная заторможенность, страхи, повышенная утомляемость и т.п. Искусство помогает преодолеть подобные проблемы, поскольку способно оказать регулирующее, катарсистическое воздействие на ребенка, снять напряжение, помочь адаптации его к новым условиям.

Художественное эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении. На уроках художественно-эстетического ряда, на занятиях объединений дополнительного образования педагог имеет прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учеников ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создания по-ложительного отношения к учебной деятельности.

Керамика как средство  артпедагогики  дает возможность учителю вести коррекционную работу, направленную на повышение уровня интеллектуальной активности учащихся, несет в себе большие возможности для решения задач компенсирующего обучения. Подобная работа должна вестись в сотрудничестве с психологом, родителями, классным руководителем и др. Лишь совместными усилиями, организуя культурно-образовательное пространство ребенка с детства, наполняя его духовным содержанием, мы можем обеспечить условия развития его индивидуальности, сформировать творческие проявления и сделать этот процесс целенаправленным.

Активными членами кружка художественной керамики являются зачастую дети, плохо справляющиеся со школьной программой и не отличающиеся примерным поведением. По словам Андрея С. (одного из учеников), в процессе лепки из глины он избавляется от «бешенства». Работа с такими детьми требует очень пристального к ним внимания со стороны педагога. Группы, где занимаются ребята с подобными проблемами, должны быть немногочисленными; возможны индивидуальные занятия.

Дети, без энтузиазма посещающие уроки, приходят в школу порой лишь потому, что предстоят занятия в кружке художественной керамики. Подобных ребят в начальной школе немного, они характеризуются как «педагогически запущенные». Прямо или косвенно, в ходе занятий кружка формируется интерес к школьному обучению. «Прилежные» дети, по каким-то причинам имеющие возможность пропустить школьные занятия, обязательно придут в школу, если в расписании – занятие кружка.

Работы детей всегда находят живой отклик у окружающих. Создавая свои произведения, дети вкладывают в них свой труд, талант, свою душу. Отрадно видеть, когда работа, выполненная с подлинным интересом, удовольствием от процесса изготовления, приносит впоследствии ее создателю успех, признание окружающих, порой даже некоторые материальные блага.  Это  значительно повышает самооценку, помогает ребенку самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, располагает задуматься о выборе профессии.

В программу занятий кружка художественной керамики входят задания-тесты, особенно ярко отражающие внутренний мир ребенка, ха-рактер его взаимоотношений с окружающими. Эти задания следует включать постепенно, по мере приобретения учащимися необходимых навыков работы с глиной.

Темы занятий с элементами арттерапии мо-гут быть следующими: «Фантастическое живот-ное», «Катус» (рис. 1 – 3), «Мой страх», «Моя се-мья», «Памятник себе», «Я в школе» и другие. Ре-бятам предлагается слепить и раскрасить ангобами (цветными глинами) определенный персонаж (группу персонажей) а затем кратко (устно или письменно) пояснить изображенное. Если у ребенка существуют определенные про-блемы, они обязательно проявятся в создаваемых им произведениях.

В конце занятия, в зависимости от его на-правленности, дети могут совершить любые ма-нипуляции с выполненным изделием: сломать, выбросить («Мой страх»); сохранить изделие «на века», отдав его в обжиг; размочить, превратив изделие обратно в глину, и пр. Подобные занятия позволяют лучше узнать ребенка, его мир, интересы, проблемы и страхи, определить его отношение к самому себе, своей семье, друзьям, школе. Анализ созданных в процессе занятий изделий педагог имеет право проводить только при непосредственном сотрудничестве и консультации со стороны психолога и классного руководителя, совместными действиями которых, при поддержке родителей, может быть осуществлена дальнейшая необходимая кор-рекционно-направленная работа.

В ходе выполнения и анализа подобных заданий педагог должен быть очень корректен, этичен, не позволять комментариев по поводу изготовленных работ, ведь именно в этих работах дети бывают особенно искренними, открытыми и беззащитными.

Занятие любым видом декоративно-прикладного искусства способствует формированию психических функций: внимания, воображения, мышления, стимулирует развитие речи.

Большое внимание, особенно при работе с детьми с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи, всегда уделяется тренировочным упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса.  Это  самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Занимаясь лепкой (в том числе из глины), дети выполняют подобные упражнения в течение всего занятия, что, безусловно, положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальцев и в целом на развитии ребенка. По мнению ведущих преподавателей школы №7, дети, регулярно за-нимающиеся в кружке керамики, обнаруживают положительную дина-мику в развитии навыков письма, таких как скоропись, каллиграфия. Мно-гие учителя сами приводят в кружок своих учеников-первоклассников, осознав, видимо, роль таких занятий в формировании и развитии навыков письма, а также общем развитии ребенка.

Родители, бабушки и дедушки кружковцев также наблюдают положительные изменения у своих детей. Бабушка Владиславы К. заметила, что при подготовке письменных домашних заданий ее внучка стала меньше уставать (что проявлялось во встряхивании рукой, прерывании процесса письма из-за перенапряжения мышц рук), быстрее справляться с заданными на дом уроками.

Следует отметить, что дети, активно занимавшиеся в кружке художественной керамики, на тот момент не посещали другие творческие объединения дополнительного образования. Этот факт дает нам основание предполагать, что положительная динамика достигнута именно в результате занятий детей в кружке художественной керамики, а также, безусловно, в результате профессиональной деятельности педагогов общеобразовательной школы и родителей.

На занятиях кружка художественной керамики дети повышают свой культурный уровень, расширяют общий кругозор (например, узнают особенности технологии, различные способы работы с глиной, условия сушки, обжига и др.). Не каждый взрослый, а тем более ученик начальных классов, знает, что такое «шликер», «ангоб», «глазурь» и каковы особенности изготовления керамических изделий.

Занимаясь керамикой, нельзя пройти мимо изучения народной глиняной игрушки. Эта тема открывает перед нами огромное поле деятельности и большие возможности. Образы народного искусства особенно близки детям дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо закрепить их в сознании ребенка, вывести на новый, более высокий уровень понимания. Воспитать человека, уважающего традиции своего народа, бережно относящегося к своим корням, патриота своей Родины – одна из главных задач современного образования. Глиняная игрушка как часть целостного мира народного творчества должна быть обязательно представлена на занятиях кружка керамики. Яркая, веселая, добрая, родная, голосистая, народная глиняная игрушка всегда воспринимается детьми как кусочек сказки, легенды, которая пришла к нам из глубины веков, и расширяет возможности использования художест-венной керамики как средства  артпедагогики .

Изучая эту тему, уместно вспомнить о принципах народной педагогики, в которых отразился опыт наших предков. Глина – материал воистину волшебный. Возможности керамики как средства  артпедагогики  огромны. Насколько широко эти возможности будут использованы на практике, зависит от множества факторов, главным среди которых является, безусловно, уровень профессиональной подготовки педагогов.

Подготовка грамотного художника-педагога, способного плодотворно творчески работать в изменяющихся социальных условиях, профессионала, востребованного современным обществом, — одна из главных задач, стоящих перед колледжами и педагогическими вузами страны.

На художественно-графическом факультете Липецкого государственного педагогического университета на занятиях художественной керамикой большое значение придается подготовке будущих учителей изобразительного искусства к работе в детских творческих объединениях дополнительного образования и особое внимание уделяется особенностям использования возможностей художественной керамики как средства  артпедагогики . Проблеме использования возможностей художественной керамики как средства  артпедагогики  посвящены квалификационные работы студентов ХГФ: Юдиной Ю., Долговой Е., Рязановой Н. Этой проблемы в разной степени касаются практически или теоретически все студенты, выбравшие художественную керамику в качестве направления курсового и дипломного проектирования. Методические рекомендации, выработанные в ходе курсовых и дипломных исследований, студенты имеют возможность апробировать на занятиях кружка художественной керамики «Живая глина»: руководитель  этого  творческого объединения (автор статьи) является преподавателем «Основ теории ДПИ с практикумом» (художественная керамика) художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета.

Обращение к особенностям использования возможностей художест-венной керамики как средства  артпедагогики  способствует развитию познавательного интереса студентов ХГФ, раскрывает новые грани и возможности изобразительного искусства, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов, их творческой самоактуализации.

Литература: Медведева, Е.А.  Артпедагогика  и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

 `

Литература:

  1. Барышева, Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: автореферат дис…доктора психологических наук: 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т / Т.А. Барышева. – С-Птб, 2005. – 24 с.
  2. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное по-собие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с.: ил. – (Gaudeamus).
  3. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. – (Gaudeamus).
  4. Материаловедение и технология изготовления художественных керамических изделий: Учебное пособие / Автор-составитель С.Ю. Пастухова. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – 97 с.: ил.
  5. Пастухова С.Ю. Живая глина: Изготовление керамической игрушки-свистульки / С.Ю. Пастухова // Искусство в школе. – 2009, № 2. – С. 28-30.

2015-10-30 19:42:43

Отправить

Пастухова Светлана Юрьевна

Закончила художественно-графический факультет Липе...